Сегодня: Воскресенье, 25 Сентября 2022
Размер шрифта
A
AA
AAA
Цвета сайта
Ц
Ч

В гостях у «братьев наших меньших»

08 Июля 2022 г.

15 июня, вечер. Я сижу в вагоне электрички и возвращаюсь с дачи домой. Я прервал свой недолгий отдых, потому что завтра мне обязательно нужно посетить интересное и важное мероприятие. Я приглашён на торжественное открытие экскурсионной программы для незрячих в парк флоры и фауны «роев ручей». Однако, чтобы рассказать вам подробнее об этом проекте, необходимо отмотать время на 3 месяца назад. В начале марта я узнал, что наша организация стала победителем в конкурсе социальных проектов фонда президентских грантов. В рамках реализации проекта «слушай сердцем» планируется создание интерактивной экскурсии-променада для незрячих посетителей в городском парке флоры и фауны «роев ручей». С идеей этого проекта к нам в организацию пришла экскурсовод парка Екатерина Алина. В краевой организации её выслушали, заинтересовались идеей и активно включились в работу по усовершенствованию этого, безусловно полезного начинания. Итогом этой работы стала заявка, которая была направлена на конкурс фонда президентских грантов. Меня в этот проект привлекли в качестве советника, скажем так, тестировщика экскурсионного маршрута и элементов доступности на нём. В середине марта мы с главным специалистом организационного отдела Красноярской краевой организации вос Викторией Мамышевой приехали в «роев ручей». Нас встретила Екатерина, провела по предполагаемому маршруту, параллельно рассказывая о том, какие локации внутри парка смогут посетить незрячие экскурсанты. Нам показали тактильные макеты и интерактивные стенды, которые были приобретены на средства гранта. Мы смогли обсудить и скорректировать место их установки. Также я подсказал каким образом, и на какой высоте нужно разместить таблички, на которых шрифтом брайля написана информация о животных, которые содержатся в том, или ином вольере. Читая текст на табличках, незрячие посетители парка, гуляющие со своими друзьями или родственниками, смогут самостоятельно узнать побольше об интересующем их животном. Второй мой приезд в парк был посвящён общению с экскурсоводами, которые будут работать с незрячими посетителями. Я рассказал о различиях между слепым и слабовидящим человеком. На что нужно обращать внимание этих людей во время экскурсии. Как лучше к ним обращаться. На что обратить внимание при описании того места, где мы в данный момент находимся. В конце мая я снова приехал в парк, чтобы принять участие в первой тестовой экскурсии. Помимо меня и Виктории на экскурсии присутствовали учащиеся городской школы №1 для слабовидящих детей. Сопровождали их директор и завуч. Вот такой небольшой компанией мы и отправились в путь. Но перед началом движения по маршруту мы должны прослушать инструктаж экскурсовода и получить у неё наушники. Екатерина советует всем одеть наушники таким образом, чтобы совсем не отключиться от восприятия внешних звуков. Ведь наушники у нас закрытого типа. И если их правильно надеть, окружающие звуки отходят на второй план. Я располагаю правый наушник на ухе, а левое ухо оставляю открытым, чтобы слышать звуки окружающей природы, и подсказки сопровождающего. И мы начинаем движение. По мере нашего движения по парку в наушниках мы слышим голоса детей, учащихся наших школ для слепых и слабовидящих. Они рассказывают о том, что такое зоопарк, рассказывают о животных, населяющих наш «роев ручей», о том, кто такие зоологи, и чем они здесь занимаются. Информация самая разная. Что-то дети знают наверняка, о чём-то имеют отдалённое представление. А самой достоверной информацией на каждой локации нашего маршрута с нами делится экскурсовод. И вот первая остановка. Екатерина предлагает нам снять наушники. Она рассказывает о вольере экзотических животных. Мы входим в помещение, и знакомимся с первым интерактивным стендом. Перед нами большая 3D карта России. Объекты на карте имеют различный рельеф. Они также оснащены светящимися кнопками, нажимая на которые можно получить краткую информацию о том, что сейчас у вас под пальцами. Мы выполняем задания экскурсовода, находя различные объекты на карте. Я бы с удовольствием провёл здесь пару десятков минут, изучая карту, нажимая на кнопочки, прослушивая информацию, и вспоминая школьные уроки географии. Но нас много, и время экскурсии ограничено. Поэтому, даю возможность остальным участникам осмотреть карту, и мы идём к следующей остановке на нашем маршруте. Из информации, которая звучит в наушниках понимаю, что наша следующая остановка произойдёт возле вольера, в котором содержится зубр. Здесь нам подробнее рассказывают о зубрах, и дают пощупать рог этого животного. С удивлением узнаём, что рог зубра полый внутри. Основание у него объёмное. Он изогнут, имеет почти полукруглую форму. Кончик рога заострён. Путешествуя по территории парка мы ненадолго останавливаемся возле вольеров верблюдов и енотов. Екатерина очень интересно рассказывает об этих животных, и даёт нам пощупать шерсть верблюда. У верблюда шерсть густая и жестковатая. Щупая его шерсть, вспоминаю знакомые с детства ощущения от одеяла из верблюжьей шерсти. Следующая остановка на нашем маршруте происходит возле интерактивного стенда «лесные жители». На этом стенде размещены тактильные очертания животных. Возле каждого такого изображения размещена кнопка, нажав на которую вы услышите какое это животное и его голос. Во время нашей экскурсии мы узнали, чем питаются и где живут бурый и белый медведи. Мы потрогали шерсть этих животных, сравнили её наощупь, и ознакомились с 3D макетом нового строящегося вольера для белых медведей. Он будет больше того, в котором их временно разместили. Там будет большой бассейн, и другие удобства для белых мишек. Очень интересна была интерактивная остановка маршрута «отдел ручных и контактных животных. Зоолог Ирина рассказала нам о том, чем занимаются зоологи, и познакомила нас с некоторыми ручными питомцами. Нам дали в руки перо из хвоста павлина. Я с удивлением узнал, что длина пера более полутора метров. Экскурсанты потрогали орловского петуха, африканского ежа. А ещё мы услышали, как он фырчит. Любимец всех экскурсантов и работников зоопарка пёс Ричард привлёк к себе огромное внимание. Его и гладили, и вычёсывали лишнюю шерсть. Её у него очень много. Ведь это северная порода собак. Мы сделали с ним общее фото. Несомненное преимущество интерактивных экскурсий для незрячих – это возможность прикоснуться к тому, что и зрячему посетителю подчас недоступно. В своих руках мы смогли подержать множество интересных предметов. Например, яйцо индейки, яйцо очкового пингвина. К нам в руки попали игрушки, вид которых максимально был похож на настоящих животных. Паук птицеед, зелёная ядовитая лягушка, осьминог. Это далеко не весь список животных, которых мы смогли пощупать. Все эти игрушки очень тщательно отбирала Екатерина на этапе подготовки проекта, стараясь, чтобы наощупь они были максимально реалистичны. А ещё сотрудники зоопарка заготовили специальные «меры веса», с помощью которых незрячий человек смог бы узнать, например, какой вес и размер у питона, или зайца. Меры веса сшиты из ткани и наполнены каким-то природным материалом, возможно, сеном. Много интересных вольеров с различными животными мы прошли. Мы трогали шерсть льва, знакомились с очертаниями и голосами птиц с помощью тактильного пособия и тифломаркера, слышали, как трубит пингвин Гумбольдта. Все эти интересные события сложно вместить в небольшой материал. И, практически в завершении экскурсии мы ознакомились с 3D макетом того маршрута, который мы прошли. На нём мы нашли все тропинки и вольеры, мимо которых пролегал наш путь, и в которые заходили. Не сразу Завершая тестовую экскурсию, Екатерина предложила всем собравшимся почувствовать себя «художниками с большим воображением». Она раздала детям листы бумаги, и предложила нарисовать какое-нибудь животное. А пока дети увлечённо рисовали, я предложил Екатерине записать небольшое интервью. Я спросил её, насколько в процессе подготовки к реализации проекта ей пришлось изменить и в какой мере переработать её первоначальную идею. Екатерина Алина: на самом деле ни на сколько. Когда я пришла с идеей, мне сразу подсказали и дали вектор. И в процессе только улучшились некоторые моменты, потому что не сразу была идея записывать именно детей на голоса о животных. Была изначально идея всё-таки записывать взрослых, возможно специалистов, которые бы объясняли деткам, кто такие животные. А в процессе мы переиграли. Почему бы детским голосом не донести до детей. Хотя экскурсия предполагается также и для взрослых. Но мне кажется для взрослых это будет нечто интересное, типа такой передачи «почемучки». Им всё равно будет интересно услышать мнения ребятишек, их представления о животных. Поэтому, в принципе в процессе как таковом много у нас не поменялось. То есть, соблюдалась нитка этого маршрута, идея экскурсии. Я очень сильно переживала насколько это будет всё-таки доступно, насколько это будет увлекательно и не тяжело в маршруте. Сегодня я убедилась, что ребятишки с интересом идут. Они вовлечены. В принципе им не сложно и достаточно многое понятно. Корр: людей какого возраста больше всего хотели бы вы видеть в качестве гостей ваших экскурсий? Екатерина Алина: сначала на первый момент я думала, что это будут только ребятишки, то есть школьного, старше школьного возраста. Но сейчас я поняла, что взрослым это будет тоже интересно. Так как я с достаточно большим опытом экскурсовод, я работаю в парке уже более десяти лет, на тонком плане я чувствую своих гостей, которые пришли на экскурсию и всегда подстраиваюсь под них. Где-то более детально рассказываю, где-то более по детскому. Если я вижу, что это взрослое население и они требуют больше внимания, значит эта информация будет более профессиональная. Соответственно, эту экскурсию можно абсолютно гибко перекладывать, как и на детский голос, детским языком пояснять, так и по-взрослому рассказывать. Корр: каким видите вы развитие этого проекта? Что будет дальше? Екатерина Алина: это такой очень классный всегда вопрос, который подвигает нас не останавливаться на месте. Если честно, то сейчас эта экскурсия максимально наполнена, с большим, достаточно длинным маршрутом. Она у нас заняла практически 2 часа. И мне бы, наверное, хотелось её немножечко возможно поделить путём углубления. То есть, облегчить возможно маршрут. Сейчас путём советов поймём. И сделать отдельными локациями более углублёнными. То есть, у нас есть замечательный интерактивный стенд про изучение голосов птиц. Я бы хотела сделать целый урок про птиц. Про изучение птиц, про их строение. Возможно договориться с нашими орнитологами, которые предоставили бы нам больше материала именно тактильного: каких-то различных яиц, перьев. И это будет более углублённый урок именно про орнитологию. Точно также у нас есть замечательный стенд «животные России». И мы могли бы более глубоко изучить именно животных на территории России. У нас есть замечательный 3D стол карта России. Там вообще абсолютно большой спектр работы. Это может быть и география углублённая, и география с биологией. То есть, в принципе, я считаю, что, поделив даже эту экскурсию на несколько блоков, больше их углубив, можно создать большие такие профессиональные продукты – погружение для детей и взрослых. Как я уже сказал ранее, тестовая экскурсия прошла в конце мая. И пока не закончился учебный год у детей, и они не разъехались в разные места на отдых, для них было проведено ещё несколько экскурсий. Давайте узнаем, что сами дети думают об этой экскурсии. Романцов: Я Романцов Егор Николаевич, школа №10 12-й класс. Корр: ты раньше бывал в зоопарке? Романцов: раньше бывал в зоопарке, и именно в этом. Корр: что тебе больше всего понравилось в сегодняшней экскурсии? Романцов: ну естественно, в зоопарк приходишь, чтобы расширить свой кругозор. И поэтому мне понравилась информация, что они дают по поводу разных зверей. Корр: эта экскурсия отличается чем-то от тех, которые ты посещал ранее? Романцов: да, конечно. Сегодня экскурсию помогали вести наушники, в которых уже были заранее записаны экскурсы, чтобы экскурсоводу было меньше говорить. Ну и вообще это довольно здорово, когда в такие простые вещи внедряют технологии. 16 июня, 11 часов утра. Именно на это время было назначено торжественное открытие адаптированной экскурсии-променада «слушай сердцем» в парке флоры и фауны «роев ручей». Только в отличии от прошлых экскурсий здесь собрались взрослые экскурсанты. На открытии экскурсии присутствует руководитель городского управления социальной защиты Ольга Качанова, председатель Красноярской краевой организации вос Валентина Прудкова, директор краевой специальной библиотеки-центра социокультурной реабилитации инвалидов по зрению Павел Пермяков, другие высокопоставленные гости, председатели местных организаций вос и активисты нашей организации. Мы также проходим маршрут экскурсии, только в сокращённом варианте. Экскурсовод Екатерина Алина попутно комментирует саму идею проекта. Её, как мне показалось, было сложнее раскрыть в сокращённом маршруте. Именно поэтому, на мой взгляд, и возникло некоторое недопонимание у незрячих участников этой экскурсии. И, соответственно, они задавали много уточняющих вопросов. И на все вопросы незрячие экскурсанты получили ответ. А ещё в процессе дружного обсуждения возникла идея нового совместного проекта, и нового направления деятельности отдела экскурсий парка «роев ручей». Участница экскурсии Председатель Свердловской местной организации вос Людмила Дударева поделилась со мной своими впечатлениями. Корр: что понравилось сегодня? Что было новым? Ведь вы же посещали ранее зоопарк. Дударева: да, я раньше была в зоопарке. Но сейчас я практически ничего не вижу. Новое – то, что можно было пощупать, потрогать. Вот эти особенно локации, где таблички, где кнопочки, где голоса птиц послушать можно. Вообще хорошо сделали! Но только правда, сейчас речь идёт о том, что план самого зоопарка… Для незрячих, конечно, надо, чтобы как-то по-другому было, потому что территория большая. А искать, где этот план? Куда пойти? Вообще здесь очень замечательно. Во-первых, воздух такой. Во-вторых, всё благоустроенно, так хорошо сделано. Мне очень тут нравится. Я попросил Сергея Мильчакова также поделиться своими ощущениями от экскурсии. Мильчаков: я был несколько раз в этом парке. Мы гуляли с семьёй. Корр: что нового тебе дала вот эта сегодняшняя адаптированная экскурсия? Мильчаков: ну, во-первых, я увидел заинтересованность людей как-то изменить мышление, то есть подумать о том, что есть какие-то недоступные части этого парка. И, собственно, начать постепенно внедрять так называемую доступность для разных категорий людей. Очень порадовало то, что обратили внимание на шрифт брайля. Таблички подписаны по брайлю. Карты, озвученные макеты, схемы. Везде брайль, и везде правильный брайль. Корр: схемы для тебя были понятны? Мильчаков: вот если тактильные схемы с животными, и нарисованные животные в плоском виде, они очень даже понятны, то вот макет 3D карты… Не скажу, что это идеал для ориентирования. Это скорее какой-то просто ориентир для понимания. Конечно, незрячий по ней не сможет сориентироваться, выйти куда-то там, самостоятельно дойти. Но понять масштаб, размер примерно. Где находится, справа или слева тот, или иной вольер, или здание – это можно. В завершении нашего рассказа хотелось бы поблагодарить руководство, всех сотрудников парка флоры и фауны «Роев ручей» и Лично Екатерину Алину за проявленный интерес к теме создания адаптированных экскурсий для инвалидов по зрению. Пожелаем удачи, заинтересованных экскурсантов, и надеемся на дальнейшее сотрудничество. Материал подготовил Степан Кузнецов

« вернуться назад